ФЭНДОМ

Бриз (Айдын, Брайтнесс) — имя белухи, получившего известность после того, как он сбежал из вольера в Крыму и отправился в путешествие по Чёрному морю.

HFCEIjGttt0

Летом 1984 года в Охотском море родился детёныш белухи, а семь лет спустя о «русском Моби Дике» узнал весь мир. Судьба белухи по кличке Бриз обсуждалась на самом высоком уровне с участием авторитетнейших природоохранных организаций.

Впервые Бриз попал к людям в июле 1987 года в Сахалинском заливе, неподалеку от острова Байдукова. После поимки его с ещё несколькими сородичами перевезли за полторы тысячи километров к югу, в бухту Витязь Японского моря. В сентябре 1991 года уже повзрослевшего кита и двух других белух — Тишку и Вайта — погрузили в самолёт и, перенеся через весь континент, привезли в Крым, в Казачью бухту Чёрного моря. Здесь случилось непредвиденное: сразу после выгрузки Бриз и Тишка нашли прореху в небрежно залатанном сетевом ограждении вольера и ушли в море. После этого их видели вдвоём в Севастополе: в Круглой бухте (Омега), у древнего Херсонеса и даже в шумной Севастопольской бухте, где беглецы умудрились провести несколько дней. Вероятнее всего, они зашли туда, чтобы проведать дельфинов-афалин, дававших представления в вольере возле Ушаковой балки.[1]

С тех пор Тишку больше не видел никто, а Бриз вскоре объявился у турецких берегов, в окрестностях города Герзе, что неподалеку от Синопа. Белый кит нисколько не боялся людей и, ко всеобщему восторгу, позволял себя кормить и гладить. От турок он получил своё новое имя — Айдын, что значит «Светлый», «Ясный».

Спустя два месяца Бриз был приписан к Утришскому дельфинарию в Крыму. Доверчивого кита без особого труда отловили — он был приучен подавать хвост по команде человека и, не сопротивляясь, позволил накинуть на него мягкую петлю — и в апреле 1992 года вернули в Крым, теперь уже в бухту Ласпи. Здесь он составил компанию своему земляку — белухе Егору — и трём черноморским афалинам.

Эта бухта могла стать постоянным домом Айдыну, если бы им опять не овладела тяга к перемене мест. В ночь на 15 ноября того же года во время урагана он вместе с афалинами вновь покидает обжитое место. Егору не повезло, запутался хвостом в ограждающей вольер сети и получил серьёзные травмы. После процедур лечения Егор выздоровел и продолжил служить дельфинарию. А Бриз снова пересёк Чёрное море.

Fx7Pd2884Ak

Статья об Айдыне в турецкой газете.

Зиму 1992—1993 годов он провёл в Днепро-Бугском лимане. С наступлением тепла он благополучно откочевал к уже знакомым ему турецким берегам и снова стал Айдыном. Легендарному киту был выписан паспорт почётного гражданина и установлен прижизненный памятник. Ещё одной данью популярности Айдына было присвоение его имени новой марке мотороллера. Небывалый почёт и обожание все же не смогли удержать беспокойного Айдына на месте. Зиму 1994—1995 годов не знающий границ кит провёл у берегов Болгарии, где, по далеко распространившимся слухам, благосклонно принимал рыбу из рук рабочих английской нефтяной вышки. Дальнейшая его судьба неизвестна.

Увековечение памяти Править

  • В 1993 году Айдыну был выписан паспорт почётного гражданина города Герзе в Турции и установлен прижизненный памятник.
  • Именем Айдына была названа новая марка мотороллера.

Примечания Править